Дизайн
интерактивных медиа: искусство оживлять digital
Технологии последних десятилетий вывели зрелища на принципиально новый уровень. Чтобы заставить зрителей неметь от восторга, не обязательно набирать актеров, каскадеров и хореографов. Можно взять много света, некоторое количество звука, добавить щепотку интерактива — вуаля, готов проект, от которого расширятся тысячи зрачков.
Конечно, мы упрощаем. Свет, звук и интерактив еще нужно связать воедино, придумать сценарий, воплотить проект в жизнь. Вся эта магия — интерактивные инсталляции, шоу дронов, лазерные представления — называется дизайном интерактивных медиа.
В широком смысле — это новый способ донесения информации или идеи. Здесь зритель зачастую не просто наблюдатель, а часть медиасреды. Он влияет на интерактивный объект, а потому куда сильнее вовлекается во взаимодействие.
Кроме того, в интерактивных медиа всегда есть wow-эффект. Взять, к примеру, работу студии Luna Park для независимого проекта «Кружок». Пианист играет на фортепиано, а облако из лампочек показывает, как звук каждой клавиши вылетает из инструмента и распространяется в пространстве. Дизайнер знает, что это чудо работает благодаря программе Cinema4D, среде Touchdesigner и приложению TouchOSC. А зритель видит только то, как звук превращается в свет.
По сути, дизайнеры интерактивных медиа занимаются смешиванием реального и виртуального пространства. Именно в синтезе этих двух миров и заключается уникальность формата.
«Работа дико интересная. Ты сценарист, дизайнер, UX-дизайнер и режиссер в одном лице. Видеть, как твои макеты работают на экране это классно, но когда они работают в физическом мире — это потрясающие ощущения».
Илья Рыжков, креативный директор Luna Park:
В отличие от привычных форматов — видео, фото, текста или анимации — медиа-арт позволяет использовать нестандартные сценарии. Это отличный способ привлечь внимание зрителя к бренду, проблеме, явлению или, например, историческому событию, как было в мае 2021 года в Турции.

Ежегодно в Стамбуле отмечают годовщину его завоевания Османской (Оттоманской) империей — это очень значимый праздник для турков, который проходит с соответствующим размахом. В этом году подготовкой шоу к торжественному дню занималась команда Дениса Астахова, основателя студии Avocado Toast и сооснователя проектного бюро Banana Bread.
«Была задача простым и понятным языком рассказать о конкретных событиях из истории вхождения Оттоманской империей в Константинополь. Мне хотелось рассказать знакомую историю иначе, другими выразительными средствами и с другой драматургией.

Мы решили использовать дроны — это позволило сделать масштабный визуальный акцент на самые значимые образы, связанные с историческими событиями. И еще хотелось дать возможность жителям города, которые не могли посетить шоу вживую, буквально увидеть его из окна: фигуры из дронов достигали 160 м в высоту и были видны с обеих берегов Босфорского залива».
Денис Астахов, основатель студии Avocado Toast:
Вот другой пример — интерактивная инсталляция, которую студия Luna Park разработала специально для Московского метрополитена. Каждый желающий мог подключиться к ней, используя смартфон, и поиграть в тетрис виртуальными вагонами метро. За месяц было проведено 17 988 игровых сессий и выиграно 2418 карт «Тройка» с лимитированным дизайном.
В Эр-Рияде интерактивными медиа впечатляли фанатов игры «League of Legends»: здесь на гигантской сцене сражались ожившие персонажи.
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить погружение — нужен только email.
Дальше вас ждет:
— Еще больше примеров впечатляющего медиа-дизайна;
— Несколько видео о том, как на самом деле создаются световые инсталляции;
— Источники вдохновения от практиков интерактивных медиа.